Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

476 - 1492 гг.
Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Я хочу Вам рассказать об одном художнике, жившем в Германии на рубеже XV- XVI веков. Его звали Альбрехт Дюрер. Обремененный долгими годами жизни, многими знаниями, разочарованный людским эгоизмом, злобой и жестокостью он решает оставить в назидание потомкам свой завет.

Так как он был художником, для него было проще и естественнее всего сделать это в живописной форме, а именно - написать картину. Работу над шедевром он закончил на закате своей жизни в 1526 году. Диптих вошел в историю искусства под названием «Четыре Апостола», хотя на самом деле там изображены три апостола и один евангелист.

Дюрер написал ее на двух высоких, узких досках. На левой- апостолы Иоанн с открытой книгой небольшого формата и апостол Павел с ключом от ворот Рая в руке. Павел на картине с глубоким вниманием заглядывает через плечо Иоанна в эту книгу. На правой доске изображены апостол Петр с грозным мечом в правой и огромным закрытым фолиантом из тесненной кожи в левой руке. За ним в темном плаще как бы оппонирующий ему в каком- то жарком споре евангелист Марк со свитком в руках.

Работа была подарена художником городу и выставлена в магистрате города Нюрнберга. Она имеет несомненные художественные достоинства при этом столь проста даже лапидарна по композиции и атрибутам, что ее нравственный посыл оказался скрыт от людей на долгие столетия за завесой поверхностного художественного анализа. Тем более, что назидательные евангельские тексты, любовно подобранные художником и написанные снизу картины были впоследствии были отпилены и уничтожены.

Итак, в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам Гений ?

Для начала зададимся вопросом: «Почему именно Иоанн и Павел, Петр и Марк образуют группы, невольно объединенные друг с другом?» Обратим внимание на цвет одежд изображенных фигур. Иоанн одет в красную багряницу, Павел в лазоревых одеждах, Петр – в белой тоге, Марк -в черной рясе.

По средневековой эмблематике - черный цвет это цвет севера, белый- юга, красный -востока, лазоревый-запада.
Апостол Иоанн олицетворяет собой восточную ветвь Христианства. Это Византийская Церковь, вернее- после взятия в 1453 году Константинополя- ее естественная преемница- православная Россия (Восток).
Апостол Павел символизирует Англиканскую церковь (Запад). Восток и Запад на картине взаимодополняют и - одновременно,- противостоят друг другу. И те и другие обуреваемы жаждой мессианства. При этом на Востоке ( в России) обожествляется саму русская земля, раскинувшаяся «от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая». Часть ее (Русской Земли) сакральной силы передается русскому народу. В то же время как на Западе в Англии обожествляется сама англосаксонская раса, самим богом предназначенная нести свет цивилизации другим народам мира. Теперь обратимся к другой створке диптиха, где изображены апостол Петр и евангелист Марк.

Всякое здание начинается с фундамента, или камня. Весь авторитет римско-католической церкви держится на утверждении, что апостол Петр, получив благословение от самого Иисуса : «Ты, Петр, что значит «камень», на этом камне я воздвигну церковь свою»,- создал именно католическую церковь. По легенде Петр считался римском первосвященником, поэтому его имя начинало список всех римских пап. Петр является символом католического христианства. В руке у апостола меч разящий отступников и еретиков. Его белая тога- символ непорочности покровительницы католической церкви-Девы Марии и одновременно Юга.

Евангелист Марк, одетый в черные «протестантские» а также «северные» цвета одежды, написан художником в композиционном и колористическом отношении так, что у зрителя невольно создается впечатление, что его голова словно « вырастает» из тела Павла. Это символ нарождавшейся на тот момент реформаторской Церкви. Картина написана спустя всего девять лет с тех пор как доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, в которой он служил, лист бумаги с девяносто пятью тезисами об отпущении грехов и осуждающих торговлю индульгенциями. Тезисы Лютера сводились к тому, что искренне раскаивающийся в грехах не нуждается в индульгенциях, дела милосердия- вот путь для искупления за грехи. Это событие послужило началом движением по обновлению церкви и общества и названо в последствии Реформацией. Лютер совершил этот акт 31 октября 1517 года. Евангелисту Марку автор придал отдаленное сходство с Мартином Лютером, обратите внимание- у них даже имена созвучны.

Альбрехт Дюрер сначала с энтузиазмом принял сторону нового реформаторского движения - оно показалось ему свободным от догматизма ортодоксальной церкви, от фанатической средневековой мрачности и излишней жестокости к противникам. Это была религия слоя богатеющих бюргеров, торговцев, демократически настроенных интеллектуалов и ученых, нарождающейся буржуазии и отображение ее «новой» идеологии. Но постепенно ему в душу прокралась тревога. Очень быстро лютеранские проповедники, заняв ведущие места в магистратах и советах, превратились из «еретиков» в «охранителей».

Лютеранская октябрьская революция вызвала кровавую гражданскую войну в Германии (1517-1525 гг.), получившей название в истории как Крестьянская война. У Дюрера вызывало отторжение непримиримость «правых» и «левых» протестантов. Последние, представленные движением «анабаптистов», придерживаясь коммунистических взглядов, призывали к отмене частной собственности и яростно боролись с ортодоксальной церковью. Так вожак бедноты Ганс Бегайм призывал убивать священников, говоря: «Кто убьет тридцать священников, того вознаградит господь». Восставшие громили католические церкви и монастыри. Уничтожались иконы и статуи, драгоценности и утварь реквизировалась на нужды бедных,. Так, например, в Нидерландах в период иконоборческого угара было разгромлено 5500 церквей и монастырей.

В противоположность «левым», «правые» также не отличались кротостью. Лютер произнес о восставших крестьянах следующее: « Пусть всякий, кто только может, бьет их и колет, тайно или открыто, убивает как бешеных собак». Действия «левых» отображали самые глубинные народные чаяния, но их силы были разобщены. В результате революция потерпела поражение. Разгром восстания вылился в настоящий геноцид. Десятки тысяч крестьян были уничтожены, их дома сожжены, скарб разграблен.

Вот почему устами Марка Дюрер призывает к бдительности: « Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях и сидеть спереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии поедающие дома вдов и долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение»

Теперь вернемся к левой половине диптиха на которой представлены апостолы Иоанн и Павел. Иоанн Богослов Заведеев автор четвертого и последнего Евангелия (три первых написаны Матфеем, Лукой и Марком ). Позже он пишет «Апокалипсис», что в переводе с греческого означает «Откровение». Именно эту книжку Иоанн и держит в руках. Она содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и антихристом, страшном суде и тысячелетнем царстве божием. Образ апостола Иоанна бесспорно являет самым броским из четырех апостолов. Возможно из-за красного одеяния, словно олицетворяющего багряницу или кровь Искупителя, возможно из-за того, что его лицо наиболее выразительно. Это собирательный образ ученого, трудом своей мысли достигшего высшего знания. Не даром Дюрер придал ему сходство со своим другом Филиппом Меланхтоном, но как собирательный образ ученого он также близок его единомышленникам по «Нюрнбергскому братству»: Вилибальду Пиркгеймеру, Конраду Цельтису, Иоганну Рейхлину. На картине изображен молодой мужчина с умным одухотворенным лицом. На самом деле апостол Иоанн был самым пожилым из этой четверки: на 5 лет старше апостола Павла, на десять- апостола Петра и на 1,5 года-евангелиста Марка. Его «Апокалипсис», в отличии от увесистого фолианта Петра, это небольшая книга для избранных. Тексты «Апокалипсиса» скорее скрывают чем приоткрывают завесу тайны : «Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть». На картине апостол Павел смиренно внемлет тихому голосу нашептывающему ему что-то на ухо Иоанну. Дюрер вольно или невольно выражает мысль о вторичности изотерических секретов церкви по отношению к знаниям, доступным избранным рода человеческого- ученым и праведникам Иоанну Богослову, св. Иорониму, Аристотелю, Платону. К избранным принадлежали Иоганн Рейхлин и, несомненно, Дюрер. Но здесь кроется и опасность, о которой предупреждает Дюрер, ибо авторитет ученого и богослова велик, но и велик соблазн « принять за божественное слово человеческие заблуждения». Вот уже 500 лет как началась реформация в Европе и мире. Русская октябрьская революция 1917 года удивительным образом совпала по датам с началом революции и Крестьянской войны, запалом к которым послужила акция Мартина Лютера 31 октября 1517 года. Это сакральные даты. Вот почему так настойчиво призывал к перевороту Ленин в октябре 1917 года: «Вчера было еще рано, завтра будет поздно». Не даром Ленин долгие годы жил в Женеве, где в свое время проповедал «женевский папа» -Жан Кальвин. Именно в политических институтах, взлелеянных Кальвином, черпал свое вдохновение вождь русской революции. Так в Женеве а затем и других кантонах Швейцарии победившие кальвинисты создали так называемые консистории, фактически подчинившие себе светскую власть и учредившие придирчивый надзор за всеми аспектами жизни горожан. Деятельность консисторий контролировали члены национального синода, состоявшего из пасторов и старейшин всех церквей округи. От кальвинистов требовалась совершенная чистота жизни, чтобы они по совести могли наблюдать за жизнью других. Консисториям давалось право определять виновных, налагать проклятия и требовать от государства исполнения ее постановлений. Но исполнение приговоров она, как представительница духа, поручала гражданской власти, государству. Пасторов должен был избирать народ, но предлагали их кандидатуры другие пасторы, поэтому «демократия» была всегда под контролем. Истинный кальвинист должен был целиком отдаваться профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть рачительным хозяином. Порицалась праздность ( «Кто не работает- тот не ест»), танцы, увеселительные гуляния. Демократию Кальвин не признавал, поэтому власть в Женеве была узурпирована узкой группой лиц. Право слово- замени в этом абзаце слова «консистория» на «ВКПб», «кальвинистов» на «коммунистов», «пасторов» на «членов ЦК, райкомов и губкомов» и тогда становится ясно кто есть кто.
Но как же борьба с церковью? Вспомним погромы римско-католических церквей в Германии, затем в Голландии, Чехии, Австрии, на протяжении почти 300 лет включая времена великой французской революции. Но как же с явным атеизмом большевиков? Эрозия христианского мировоззрения в Европе началась с того момента, когда реформация объявила веру в Бога частным делом каждого. Лютеранская доктрина о божественном предопределенности спасения избранных без посредника в лице церковнослужителя, выбила у церкви еще одну опору. Третий удар ей нанес вульгарный атеизм, «отказавший» человеку в бессмертии души (загробной жизни). В последних пятисот лет консервативная ортодоксальная церковь с ее претензией на посредничество в общении с Богом, с упором на общинное спасение верующих при индивидуальной свободе выбора между добром и злом, постоянно проигрывала позицию за позицией в столкновении с более гибкой, в какой-то степени беспринципной политикой протестантизма с ее апологетикой буржуазного индивидуализма в том числе в общении с Богом. По своей сути ортодоксальная церковь более демократична и человечна, но в этой схватке двух концепций проигрывают обе стороны, т.к. на западе лавинообразно продолжается эрозия самих христианских заповедей добра и зла на фоне отторжения самого понятия вечной жизни души, и, соответственно, надежды на спасение. Вера в бога у большинства населения традиционно христианских стран становится формой почитания памяти предков, культурной традицией, самоидентификацией по принципу «свой- чужой», кстати, всеми признаками «глобальной» религии нового времени обладает…Интернет!
У партии Ленина в ее структуре, форме построения, принципам доминирования в обществе четко прослеживаются европейские протестантские традиции, но в силу того, что партия большевиков претендовала на создание наднациональной идеологии для народов всех основных мировых концессий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма и т.д.) от своей христианской подосновы им пришлось отказаться. В этом проявилась сила большевиков, это в конце концов явилось причиной их поражения. Республика Советов -воплощенная в жизнь христианская фантазия Нового Иерусалима –тысячелетнего государства справедливости и мира на Земле без церквей и священнослужителей, что пригрезилось Иоанну Богослову в «Апокалипсисе».
Не я один понял реформаторскую христианскую сущность русской революции.
О протестантской сущности русской революции как о чем -то самом главном , поведал своим близким родственникам перед смертью первый президент независимой Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. Он просто умолял их запомнить об этом сделанном им перед смертью «открытии».
Но вернемся к «четырем апостолам». Картине без малого пятьсот лет, но мы , люди XXI века по прежнему не внемлем ее предупреждению. Вспомним слова Павла с отрезанной части картины гласящих о наступлению последних перед апокалипсисом времен, когда «наступит засилье людей самолюбивых, сребролюбивых, гордых надменных, злоречивых, родителям непокорных, недружелюбных, непримиримых, клевещущих, невоздержанных, жестоких, не любящих добра, предающих, наглых, напыщенных, более сластолюбивых, нежели боголюбивых.»
Не пришли ли эти последние времена? Кто знает!
Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 года в возрасте 57 лет, но и спустя столетия его призыв к бдительности остается актуальным: «Не принимать за божественное слово человеческие заблуждения».

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Georgio »

Игорь писал(а):
06 июн 2019, 22:50
хотя на самом деле там изображены три апостола и один евангелист.
Марк-апостол из 70-ти, евангелист
Иоанн - апостол из 12-ти, евангелист
Петр - апостол из 12-ти
Павел - апостол из 70-ти
Так что на самом деле тут 4 апостола, 2 из которых-евангелисты :!:

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Сразу чувствуется, что человек в "теме". Так как сам Дюрер назвал диптих "Четыре Апостола" и под воздействием Вашей аргументации- я присоединяюсь к большинству ( я имею ввиду- Вас и Дюрера). Был не прав!

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Приложение к статье: «Диптих Альбехта Дюрера «Четыре Апостола».


Когда я писал статью о диптихе «Четыре апостола», то до такой степени был уверен, что на левой половине изображены апостолы Иоанн и Павел, на левой Петр и Марк, что не акцентировал внимание читателя на этой детали моего повествования. С удивление узнал, когда познакомился на сайте с аналогичными статьями по этой теме, что все как один авторы статей утверждают: на левой половине диптиха изображены Иоанн и Петр, на правой- Павел и Марк. Это интересная странность- ведь у меня тоже есть своя аргументация- почему я считаю так, а не иначе. Раз есть загадка- значит нужно к ней подступиться. Итак…
В период написания Дюрером Диптиха ( 1526 г) в Европе велись нешуточные дебаты «о райских ключах». Только ли апостолу Петру Христос вручил ключи от Рая и даровал право выбирать, кто туда пройдет, а кто нет? Еще блаженный Августин в IV веке н.э. утверждал, что такое право получили все апостолы Христа, а не только один Петр. В реалиях того времени (начало XVI века) между католической церковью -символом которой является апостол Петр- и нарождающейся протестантской церковью эти споры из чисто схоластических превращались в весьма практические: имеет ли право протестантский священник благословлять и исповедовать, даровать прощение и препровождать в царствие божие? Вопрос легитимности стоял весьма остро и поэтому ключи от Рая в руках Первоверховного апостола Павла, символизирующего на картине Англиканскую церковь, показывает отношение художника к этому вопросу. Дюрер считал, что все апостолы имели ключи, а не только Петр. К тому же ворота Рая «охраняет» вовсе не Петр , а апостол Шимон ( он же Симон) с сонмом ангелов.
Но почему тогда в руках Петра (а я утверждаю, что на правой половине диптиха в белой тоге изображен именно Петр) меч и книга в массивном кожаном переплете?
Вспомним Петра в ночь, когда Христа брали под стражу: сначала он схватился за меч и, защищая Учителя, ранил одного из нападающих, но затем, когда Христос сказал ему: «Возврати меч твой на свое место, ибо все, взявшие меч- мечом погибнут», он спрятал его и в течение той ночи трижды отрекся от Христа.
Художник, изобразил первого римского первосвященника с мечом, намекая на его лицемерие и малодушие, проявленное им в самый критический момент становления христианства. Есть еще одна «связка» между Петром и стоящим за ним апостолом Марком. Марк был учеником Петра и именно Петр поведал ему о жизни Христа и его деяниях. Так что «Евангелие от Марка» с полным правом можно назвать «Евангелием Петра», что он и демонстрирует, держа в руке эту книгу.
Теперь давайте присмотримся к изображенным персонажам Петру и Павлу. Павел в переводе с греческого означает «маленький, скромный». По сообщениям современников он и вправду был самой обыкновенной внешности: невысокий, плотного телосложения и большой головой и лысиной. У Дюрера он таким и представлен- стоящим на втором плане лысеющий мужчина с мощной набычившейся головой. И даже намек на усекновение его головы – она словно «парит» в воздухе «отсеченная» урезом туники.
Другое дело Петр- первосвященник католической церкви. Петр занимает почти всю плоскость правой створки диптиха и только Иоанн- символ православной «восточной» ветви христианства- может на равных противостоять ему в этом диалектическом противостоянии.
Но почему искусствоведы в течение более 500 лет не замечали этого? Почему Диптих называется «Апостолы: Иоанн, Петр - Павел и Марк», а не «Иоанн, Павел- Петр и Марк» ?
Я думаю, что тут сыграли роль стереотипы. Да, Петра все художники писали с ключами от Рая- и это был его отличительный признак. Павла рисовали с мечом, которым ему осекли голову и книгой в руке- это упрощало его атрибутику на фресках и иконах, но Дюрер сделал все по- своему. Это было его тайное послание- если хотите- «шифровка» через века. И эта «шифровка» дошла до адресата. Или я опять в чем-то не прав?

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Georgio »

Интересно вы представляете себе рай. Там нет никаких ворот. ключей и сторожа
У человека в белой тоге я вижу не меч, а посох
Фигура Петра (рядом с Иоанном) исполнена покаяния и смирения
Фигура Павла выражает решительность и рвение Так что 500 лет искусствоведы не ошибались.

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Загадка с атрибутикой изображенных апостолов все-таки существует! Внизу под каждой из фигур каллиграфическим подчерком вынесены цитаты Иоанна и Петра в левой части диптиха; Марка и Павла в правой. Вот только восстановлены эти доски с надписями... спустя 100 лет после написания картины, т.к. баварский курфюрст, которому был подарен диптих приказал их отпилить. При восстановлении диптиха -основываясь на формальных признаках думая, что раз апостол с ключом - то это Петр, если у апостола меч и книга - то это Павел- реставраторы XVI века могли ошибиться и подставить цитаты не под теми персонажами. Что касается мужчины в белой тоге на правой половине диптиха : если это Павел, то в руках он должен держать меч и книгу, если это действительно посох- не меч, то тогда это вовсе на Павел- а Петр! Своей ремаркой Вы многое решаете- и не в пользу официальной версии 500 летней давности! Петр тогда ассоциируется с пастырем ( пастухом) , которому доверено паства ( стадо) католической церкви. Согласен и с Вашим замечанием по поводу ворот, рая, сторожа и т.д. Корректнее говорить о ключах от Царствия Небесного. С уважением- Игорь.

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Georgio »

Вопрос на засыпку: Дюрер изображал еще где-нибудь апостолов?

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Дюрер- один из самых плодовитых авторов высокого возрождения: более сотни картин, десятки- если не сотни- листов с оттисками гравюр, ксилографий, рисунки пером и грифелем; один только цикл "Апокалипсиса" чего стоит с многофигурными композициям, где просто какое-то столпотворение ангелов, грешников, всевозможных "спецэфектов" и т.д.. Но - насколько я знаю- среди других наиболее значимых работ картин и гравюр с изображениями апостолов у него нет !

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

Не удержусь еще раз высказаться по поводу Петра и Павла . Магия имен существует. Так кто на правой части Диптиха? Петр или Павел? В российской истории Петр-I строит Петербург, разбивает шведов и умирает от воспаления легких, после того, как в бурю кидается в воду спасать солдат из перевернутой барки. В то время, как его потомок Павел -так ничего и не сделав за время своего правления, робко прячется за ширмой камина в собственно спальне, но его находят гвардейские офицеры- заговорщики и забивают руками и ногами, а потом еще и табакеркой в висок. Уверен на 100 %- справа Петр! Тот самый Петр, который с мечом бросился защищать Иисуса, тот Петр, который отправился гулять по воде, тот Петр, которого Спаситель нарек камнем ( петрос- можно также перевести как огонь! Т.е. Петр еще и "пламенный". В то время, как говорливый Павел до ужаса боялся истязаний и трижды при заключении под стражу -дабы избежать побивания плетьми- ссылался на то, что он римский гражданин. Да и сама его " легкая" смерть от меча, а не мучительная на кресте- это тоже проявление его конформизма. Могу также объяснить- почему "поменялись" местами Петр и Павел. А дело в том, что Павел- олицетворяет англиканскую церковь. К середине XVII века Англия ( когда восстанавливали тексты под половинками диптиха) уже претендовала на мировое господство и статус владычицы морей. Поэтому антитезой Востоку в лице Иоанна представлялся англосакский Запад. Во времена Дюрера альтернативой Иоанна мог быть только Петр- католический Юг.

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Georgio »

Сравнение Петра I и Павла I не к месту. Был еще Петр II и Петр III.
Что было в голове у Дюрера когда он писал картину - останется загадкой навсегда. Но у вас интересное предположение

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

У этого диптиха есть еще одна "реверсная" сторона, из-за которой магистрат Нюрнберга практически сразу избавился от подарка Дюрера и
"передарил" диптих Баварскому курфюрсту- по принципу: " с глаз долой- из сердца вон". Вы слышали что-нибудь о таких людях, как Симон Линднер, Иоганн Штаупиц, а также Иоганн Экк, Андреас Карлштадт? А о кружке "Солидатис Штаупица"? Докладываю: немецкая реформация выросла в недрах католического ордена Августинцев ( босоножек). Мартин Лютер был августинским монахом, его духовником и наставником был Иоганн Штаупиц из Виттенберга ( Иоанн на левой стороне диптиха ). Штаупиц в свою очередь был приемником нюрнбергского настоятеля монастыря Августинцев Симона ( Шимона) Линднера ( апостол с ключами от царствия небесного на левой половине диптиха). На правой стороне диптиха во всю мощь своего полемического таланта изображен протестантский проповедник Андреас Рудольф Баденштайн, более известный по своему прозвищу как Карлштадт. Он - вместе с Лютером в 1519 году- был участником знаменитого лейпцигского диспута о протестантизме с защитником католичества Иоганном Экком ( апостол со свитком на заднем плане с правой стороны диптиха). Причем лица изображаемых персонажей были похожи на их прототипы ( есть изображения этих людей, сделанных современниками). Напомню, что Андреас Карлштадт в период гражданской войны отошел от Лютера и стал более радикальным деятелем. Интересно, что с диптихом Дюрера спустя годы "поработали" профессионалы: пририсовали обувь Иоанну ( августинцы ходили босыми). Посох Андреаса превратили в меч ( благо- Вы разглядели подрисовку), переписали текст в книге Иоганна Штаупица (открытый требник Иоанна) , изменили порядок мест, на которых были размещены цитаты, подобранные Дюрером. Что кается кружка "Солидатис Штаупица" , то во времена Дюрера его возглавлял патриций Виллибальд Пиркгеймер- друг Дюрера с детства и его меценат , который рекомендовал Альбрехта в этот закрытый "клуб", кроме Дюрера туда входил и Иоганн Рейхлин ( кабалист и ученый с мировым именем- автор книги "Tetragrafmmaton")
По поводу Петра -II и Петра -III. Есть такое понятие- типичный такой Петр-I, а есть Петры по поговорке: "Федот- да не тот!"
С уважением к соавтору ( посох Петра!) Игорь.

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Картина Дюрера "Автопортрет в меховой шубе"

Непрочитанное сообщение Игорь »

В 1500 году Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.) пишет портрет человека, похожего как две капли воды на самого художника. Но автопортрет ли это? У меня появилось предположение, что Дюрер хотел этим изображением передать нам некое послание о приходе нового Мессии, коего он и изображает на полотне. Во что одет молодой мужчина на картине Дюрера? В накидку, отороченную меховыми шкурками? Меховой шубе? Почему шуба? По моему мнению: изображенный мужчина одет в пальто, отороченное мехом, выработанным скорняком из хвостиков пушного зверя, или по-немецки « Luntenmantel». Лютер Мартин!
Это портрет протестантского «Theos» Мартина Лютера (1483-1546 гг.) – по крайней мере таким представлял его художник в 1500 году за 17 лет до знаменитой акции 1517 года. Присмотритесь к конфигурации пальцев, придерживающую полу пальто изображенного человека. Ведь он словно удерживает в своей ладони сердце! Известно, что движение протестантизма зародилось в недрах католического ордена Августинцев, Сам Мартин Лютер был августинским монахом, его духовный наставник Иоганн Штаупиц был августинцем. Эмблемой ордена августинцев было горящее сердце с наложенным на него католическим крестом. Но и у Лютера в его личном экслибрисе изображалась пятилистная белая роза с сердцем и крестом посредине розетки!
Художник Альбрехт Дюрер являлся членом закрытого клуба «Солидатис Штаупица», куда его ввел друг детства патриций Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530 гг.). В этот же кружок входил и знаменитый ученый- кабалист Иоганн Рейхлин ( 1455-1522 гг.) Рейхлин интересовался как демонологией, так и ангелологией. В частности, он в своих трактатах утверждал, что помимо Первого ( реального) и Второго ( божественного) Мира, существует Третий ( интеллектуальный) Мир. Творцы этого мира- Интеллектуалы- приравнивались Рейхлиным к Ангелам и Богам Второго Мира. То есть человек на картине с ликом Альбрехта Дюрера - вернее «высчитанный» Рейхлином новый Мессия «Мартин Лютер» с ликом Дюрера, и есть воплощенный в Третьем Мире Интеллектуал. Напомним- картина написана за 17 лет до акции реального Лютера из Первого Мира, прибившего 30 октября 1517 года на врата храма в Виттенберге прокламацию с изложением 95 тезисов против распространения индульгенций. Этот акт явился запалом протестантского движения в Германии. Я думаю не только год, но и месяц и число и даже время были высчитаны Рейхлином задолго до этого момента и не спроста Ленин в октябре 1917 года накануне Октябрьского переворота в России утверждал: «Вчера было еще рано, завтра будет поздно».
Как пророчествует невидимая рука, рисующая на стене зала, где проходил пир Валтасара: «Мене, Текел, Перес», когда в Вавилон был взят войсками Кира Великого 12 октября 539 года до н.э.
У пророка Даниила ( гл. 5, ст. 30) есть объяснение этим словам: « Мене- исчислил Бог царствие твое и положил конец ему; Текел-ты взвешен на весах Бога и найден очень легким; Перес-разделено царствие твое и отдано мидянам и персам».

Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: Приложение к статье "Диптих Дюрера "Четыре Апостола".

Непрочитанное сообщение Игорь »

P.S. Кстати, диптих на самом деле задумывался автором как... триптих! Средняя часть этого триптиха- "автопортрет" в меховой шубе" работы Дюрера от 1500 года, где изображался "высчитанный" кабалистом Иоганном Рейхлином-наставником Дюрера в изотерике- Мартин Лютер ( см. мою статью Автопортрет Дюрера в меховой шубе"). Фамилию свою Лютер "изменил", дабы никто не мог его упрекнуть, что он чья-то марионетка. Настоящая фамилия Лютера толи Людер, толи Луден- как-то так. Почему реальный Лютер не похож на мужчину на портрете Дюрера? Дело в том, что ни Рейхлин, ни сам Дюрер в 1500 году не видели живого Лютера, да он мог и вообще "не появиться" этот пробирочный "гомункулос". Вот Дюрер и изобразил его ангелоподобным, похожим на самого Дюрера. Но повторюсь- это не Дюрер, а гипотетический "Новый Христос" -Интеллектуал 3-го Мира- Мартин Лютер, так называемый "пятый элемент" розы Христа.

Ответить