Тимур и религия

476 - 1492 гг.
Игорь
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Тимур и религия

Непрочитанное сообщение Игорь »

Амир Тимур ибн Тарагай Бахадур (1336-1405 гг.) – выдающийся полководец своего времени, создатель огромной мировой империи. Тимур был из рода барласов, примкнувших за 150 лет до описываемых событий к полчищам Чингиз-хана в его завоевательных походах. Он не был чингизидом ( прямым потомком Чингиз-хана) и пришел к власти в Мавераннахре ( небольшом государстве Средней Азии) в результате захвата власти и убийства предыдущего правителя. Период его правления условно можно разбить на два этапа. Первый -с 1360 по 1386 гг., когда Тимур, сплотив вокруг себя местную знать подвластных ему городов Шахрисабса, Бухары, Термеза, Бадахша, Ходжента, Шаша (Ташкента, ) создает крепкое независимое от монгольского ханства государство, ставшее в последствии основой новой мировой империи . Второй период с 1386 по 1402 год – время трехлетних, пятилетних и семилетних захватнических походов. Тимур овладевает значительными территориями Индии, Ирана, Закавказья, Египта, Турции, Китая, южных районов Руси , проявляет себя при этом выдающимся полководцем. Мы заведомо склоны считать Тимура мусульманином хотя в большинстве случаев его противниками были именно мусульманские правители. Но был ли сам Тимур и его ближайшее окружение мусульманского вероисповедания? Тимур был тюрок родом из моголистанского Турлуга . Вместе с Чингиз-ханом тюрки в 1220 вторглись в пределы Мавераннарха и участвовали в его покорении. Но кто были тюрки по вере? Верили ли они подобно воинам Чингиз-хана в бога неба Тенгри? Или были поклонниками религии Бон? Определенный свет на возможное вероисповедание Тимура дает его переписка с западными правителями а также упоминания о политике Тимура в рассказах современников. В «Повременной записи деяний франков» за 1403 год повествуется о прибытии в Париж посольства Тимура под руководством архиепископа Султании Иоанна. Он, в частности, известил короля Франции Карла VI о победе Тимура над Турцией, взятии в плен султана Баязета , освобождении христиан, ранее захваченных турками в плен , и о намерении Тимура предоставить свободу другим христианам, « если таковые найдутся». А вот послание к сыну и наследнику Тимура Мирзе Мираншаху (в тексте- Mirassa Amirassa) от короля Англии Генриха IV. Король называет Мираншаха « покровителем католической религии, связанным с нами единством веры, дарующим милость и обеспечивающим безопасность купцам –христианам и особенно духовным лицам». В Британском музее сохранилось письмо Генриха IV к самому Тимуру . Оно начинается так: «Великий государь, друг во господе возлюбленный, вы с помощью господней разгромили всех ваших врагов. Поэтому , вознося смиренную благодарность тому, по воле которого правят цари, возвышаются победители и возвеличивается власть государей, чтите имя его за столь значительную победу». Выходит Тимур и его сын единоверцы европейских королей? Вполне вероятно, по крайней мере так можно интерпретировать переписку Тимура и его сына с европейскими королями . Из истории известно, что некоторые из племен тюрко-моголов исповедовали ответвления христианских религий . Возможно, что Тимур и его дети были приверженцами одной из форм несторианства. Их пастыри- несториане из рода Гормесов в городе Урмии на севере Ирана, ко времени Тимура формально подчинялись наместнику Ватикана на Востоке архиепископу Иоанну. Кафедра архиепископа располагалась в городе Султания (Закавказье) царства Хулагу и его епархия простиралась не только на Кавказ но и на Иран. Христиане несторианского толка названы так по имени константинопольского патриарха Нестория , по происхождении перса. Несторий за проповедь своего учения был лишен патриаршего сана и в 431 году отправлен в ссылку. Несториане в 484 отделились от основной христианской церкви. Согласно их учения Иисус был простым человеком , рожденным от земной женщины и стал богом только после того, как принял крестные муки во искупление грехов человеческих . В сентябре 1404 года в Самарканд- столицу Мавераннахра, прибыло посольство короля Кастилии Генриха III во главе с Рюи Гонсалесом де Клавихо. Клавихо оставил воспоминания , которые были изданы в Севилье в 1582 году. В этих записках , в частности, приводится описание одеяния Тимура при аудиенции посла . «Он был облачен в одежду из шелковой материи , гладкой, без рисунка, а на голове красовалась высокая белая шапка с рубином наверху.» Но ношение такого головного убора могло свидетельствовать , что Тимур- почитатель культа Митры! Этот культ зародился в древнем Иране среди воинов. Затем получил распространение в Византии и Римской империи как символ стоицизма, мужества и силы. Под воздействием гностических идей и в результате влияние иранских традиций, Митра в глазах верующих приобрел статус божества солнца, охранявшего закон и истину. Митраизм имел много общего с христианством: основой религиозных учений являлся постулат о бессмертии души и ее воскрешении, залогом этого являлось представление о жертвенной смерти и возрождении божества во имя искупления грехов человеческих. Легенда о рождении Митры совпадающая в малейших деталях с мифом о Христе, да и даты рождения Митры и Христа совпадают- это 25 декабря. Нужно отметить, что на ранних этапах истории христианства существовало порядка 600 христианских сект. Был ли Тимур христианином- несторианцем, христианом- монофизитом или христианином-митраистом? Не забудем, что местное население Мавераннахра , в основном, исповедовало ислам; в южных районах , связанных торговыми отношениями с Индией, получил развитие буддизм; не был полностью изжит зороастризм, пришедший из сасанидского Ирана ; ислам не смог полностью уничтожить исправление древнегреческих культов времен Бактрии и Кушанского царства; на севере страны успешно проповедовали сектанты- манихеи; кидани исповедовали сначала сабейскую веру, затем патриарх Илья III утвердил среди киданей несторианство; большинство найманов, гузов и караитов были приверженцами докетизма- один из вариантов христианства; в среде зажиточных торговцев еще со времен согдического прошлого этого региона бытовала « магическая» религия караимов . В этом отношении территорию Мавераннахра можно было бы назвать не только перекрестком основных торговых маршрутов Евразии, но и «религиозным плавильным котлом мира». Не существовало ни одной крупной конфессии, включая иудаизм и конфуцианство, которая бы не имела последователей в религиозной практике народов этого региона. Но основной доминантой все -таки являлся на тот момент ислам. Ислам проник в Мавераннахр во второй половине VII века после падения сасанидского Ирана под ударами арабских кочевых народов. Арабы прочно утвердились в Мерве и оттуда начали производить грабительские набеги на Мавераннахр. Их агрессивная политика дала свои результаты. Со временем им удалось утвердиться в регионе. Захватчики экономическими мерами вынуждали население принимать ислам. Так, не мусульмане обязаны были платить грабительские налоги -харадж и джизью, что вынуждало прежде всего малоимущие слои населения принимать ислам. В регионе постоянно зрело недовольство как среди зажиточного населения, так и простого народа. В результате возникали многочисленные акты неповиновения, переходящие под час в настоящие вооруженные восстания, поддерживаемые кочевыми тюрками. Обстановку в регионе обостряли противоречия правящей династии из племени Мудар—Омейядов (сунитов) и претендентов на власть Алидов и Аббасидов (шиитов). Так в середине VIII века героем шиитского сопротивления стал Абу Муслим- представитель рода хашимидов. После его предательского убийства последователи обожествили Абу Муслима и превратили его в символ неповиновения еретиков- сектантов. Были даже попытки объединения христианского вероучения с Кораном, причем не только на Востоке, но и на Западе. Первым это попытался сделать король Великой римской империи германского народа Фридрих I в XI веке, попытка не имела успеха, но спустя триста лет идея объединения еще до конца не исчерпала себя. Так, в 1461 году папа Пий II обратился к султану Турции Мехмеду II c письмом, в котором пытался обосновать мысль о необходимости и возможности объединения христианства и ислама. Религиозная мысль средневековья бурлила, она еще окончательно не стабилизировалась и из разрозненных фрагментов можно было кому угодно слепить новую религиозную концепцию. И право слово, к этому были все предпосылки -монотеистические идеи ислама развивались сначала на основе иудаизма, затем христианства и вобрали в себя многое из базовых постулатов этих религий. Сам Мохаммед глубоко чтил пророков Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Иоанна Крестителя ( Юнуса ибн Закрийя), Ису ( Иисуса). Иисусу он почитал за самого великого пророка, появившегося на земле до появления самого Мохаммеда. Сильное воздействие на становление мировозрения Тимура сыграло учение духовного лидера движения сарбадаров Ходжи Яхъи. Сарбадарское движение сложилось в период борьбы народов Мавераннахра с захватнической политикой моголов. Им даже удалось создать в Хорасане собственное государство, просуществовавшее более 40 лет. Идеалом сарбадаров было государство вечевой демократии. Их вождями были ремесленник Абубакр Калави и меткий стрелок Мирзо Хурдаки Бухари. Сарбадары проводили меры по уравнению имущественного положения граждан иногда осуществляя их с применением репрессий в отношении эксплуататорских слоев, фактически ликвидировали рабство. Впрочем, сарбаданы действовали в рамках религиозной традиции, так как еще Мухаммед а затем Омар освобождали рабов своего вероисповедания. Сардаданы искали в лице Тимура и и на тот момент союзника Тимура- Хусейна своих защитников. Однако Тимур и Хусейн повели себя коварно, истребив предводителей восстания и утвердившись в Самарканде. Но они не посмели убить почитаемого в народе духовного проповедника реформаторов-сарбадаров Мавлоно-Заде. Новые исторические веяния не могли не повлиять на мировозрение Тимура, он в период своего правления регулярно проводил вечевые собрания-курултаи, развивал ремесла, науки и искусства, много внимания уделял благоустройству городов своей империи. Тимур был человеком « нового времени» и внутренне открыт для новых идей в вопросах религии. Впрочем, это не мешало ему проводить захватническую политику и в своих походах он проявлял крайнюю жестокость к непокорным народам. Если бы я попытался высказать свое мнение о существе религиозного мировозрения Тимура, то я бы назвал его изотерическим мистиком, в рамках мусульманского суфизма. Скорее всего, Тимур был сектантом-карматом. Абу аль Кахир Багдади писал, что «карматы не секта ислама, а скорее секта «магов»( иудеев-караимов)». Избранные посвященные карматов обладали высшими знаниями, позволявшими им повелевать видимым миром и проникать в суть мира невидимого. Не даром Тимура величали «повелителя времени», это явно указывает на его посвящение в изотерические тайны. Официальное мусульманское духовенство, скорее всего, догадывалось о нетрадиционной сектантской практике своего правителя, но закрывало на это глаза – все таки он был повелителем огромной империи и не отличался покладистым характером, не даром современники наградили его прозвищем «железный хромец» (Интересно, что другой человек с аналогичным тимуровскому псевдонимом-Сталин- был почитателем Тимура и выделял перед Второй Мировой войной деньги на раскопки, вскрытие гробницы великого полководца и эксгумацию его останков). Но почему тогда в Европе сложилось устойчивое мнение и как мифологическая загадка сохранилась в веках, что где-то на Востоке существовало огромное христианское государство во главе с просвитером Иоанном? Тут сыграло роль желание и умение Тимура в самом выгодном свете представить свою веротерпимость. Благодаря красноречию своего посла –архиепископа «Всего Востока» Иоанна, который, скорее всего, в целях возвеличивания своего статуса несколько приукрасил значение христианства в пределах империи Тимура, возможно, он даже «переписывал» его послания, как и ответные послания европейских королей, с учетом выгодного для него контекста. Европейские короли, искавшие в лице Тимура союзника в борьбе против турецкой экспансии, принимали желаемое за действительность и уверовали в мнимое (или все-таки подлинное?) христианство Тимура и его подданных. Их следующей целью, как и целью Тимура, было укрепление торговых связей между новой Восточной империей и Европой, заключение договоров о взаимной защите и протекции купцов с той и другой стороны. Тимур, создавая свою поли- конфессиональную империю, хорошо сознавал, что только идеи веротерпимости и этнокультурного разнообразия гарантом которой мог стать правитель- равноудаленный от крайностей и излишнего фанатизма двух основных религиозных концессий своего государства, способны удержать таковую систему от распада. Кстати, косвенным подтверждением версии о Тимуре-христианине, является история сего вторжением в 1395 году в пределы Руси. Тимур взял и разграбил Елец и был на пути к Москве. Ночью во сне Тимуру привиделась Богоматерь, приказавшая ему покинуть пределы России. Что-то я не встречал в истории случая, когда Богоматерь могла показаться нехристианину. Это на самом деле чудо и акт духовного откровения избранному. Тимур внял предупреждению, что весьма странно для практика другой религиозной концепции, например, мусульманина.
Автор: Маркелов И.Б.
Республика Беларусь, г. Витебск, 2019 г.

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: Тимур и религия

Непрочитанное сообщение Georgio »

И опять без абзацев.
Знаете - писать текст без абзацев - проявлять неуважение к читающим.

Ответить