"Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

476 - 1492 гг.
Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

"Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Игорь » 02 июн 2019, 22:18

«Слово о полку Игореве» о взаимоотношениях Руси и Поля.

Недавно в Интернете мне попался сайт с «разоблачением» «Слова о полку Игореве» и объявлением его ловкой подделкой ХVIII века. Двое молодых людей славянской внешности на чистейшем русском языке с многочисленными ссылками на мнения авторитетнейших русских и советских ученых пытались доказать, что это произведение фальсификат, «слепленый по приказу находчика «Слова» гр. Мусина-Пушкина»- на тот момент обер-прокурора Священного Синода,- отражающий интересы правящей элиты Российской Империи с целью оправдать и придать легитимность претензиям Екатерины на Крым, Таманский полуостров и Северный Кавказ, которые именно в этот период были отвоеваны русскими у турок. Вот только интерьер студии, выполненный в нарочитом «восточном» стиле, выдавал дикторов «с головой», как агентов турецкого влияния. Почему так выгодно посеять сомнения в том, что это произведение XII века- подделка? Усомнившись раз, ты усомнишься в другом, в третьем и пойдет эрозия сознания. К чему это может привести- догадайтесь сами. А как реагирует на подобные случаи клеветы официальная наука? Глубокий «пофигизм»! В этой ситуации непротивление - потворство злу! Ученые мужи наверно «забыли» или никогда не знали, что тем, чем они занимаются- наукой можно назвать с большой натяжкой. История всегда была идеологическим инструментом правящей элиты, она всегда обслуживала ее интересы. Вот только сама нынешняя власть в государствах постсоветского пространства потеряла ориентиры и не может сформулировать свой социальный заказ. В результате: историков носит по волнам времени подобно кораблю без руля и ветрил и только подводные течения- иногда просто враждебные- могут вынести их черт знает куда, вплоть до отрицания подлинности того или иного произведения нашей словесности. Я, вослед за Пушкиным и Блоком, сотням других русских и советских писателей, поэтов, ученых уверен, что «Слово о полку Игореве» это подлинник XII века, образец высокой литературы и публицистики. Тут уместна цитата из Александра Блока: «И вечный бой- покой нам только сниться!» За «Слово» нужно бороться каждый день, каждый час, находить что-то новое, необычное. В броской, интересной форме с использованием кино и телевидения, театральных подмостков, популяризировать среди молодежи нашу древнюю историю, литературу, поэзию, народную музыку, обряды и верования. В «Слове» скрыт колоссальный нерастраченный потенциал, способный стать основой идеологии целого народа! А теперь приступим к анализу текста.
Но для начала мы должны высветить основные фигуры повествования. Ключевые образы, питающие воображение автора и задающие тон его произведению это :
-Святослав Игоревич (942-972) – внук Рюрика, воевавший против Хазарского каганата в 964-966 гг. и закрепившийся в Тмутаракани, создавший, пусть и не на долго, Русь от Дуная до Волги;
-Владимир Святославич (960-1015)- сын Святослава Игоревича, Креститель Руси, Святой русской православной церкви, совершивший походы против Волжских Булгар, обложивший данью Хазарский каганат (выходит, что Каганат продолжал существовать) и посадивший в Тьмутаракани князем своего сына Мстислава:
-Мстислав Владимирович -внук Святослава Игоревича и сын Владимира Святославича- первый русский князь Тмутараканского княжества;
-Олег Святославич - внук Ярослава Мудрого - брата Мстислава Владимировича - последний упомянутый в летописях русский князь Тмутараканского княжества.
Это четыре основные фигуры. Полоцкие, Галицкие и Черниговские князья «задействованы» в повествовании опосредовано в связи с их участием (или не участием) в делах Тмутаракани или на его пользу.
Материалом, послужившим автору для написания «Слова о полку Игореве», явились перипетии похода 1185 года Игоря и Всеволода Святославичей в их попытке отвоевать утраченные земли на Таманском полуострове. Поход закончился полным провалом: полки братьев были разбиты, сами князья попали в плен к половцам. Автор, анализируя столь плачевный результат, приходит к неутешительному выводу, что он был закономерен и обусловлен не способностью русских князей ответить на вызовы времени и выработать идеи, способные кардинально решить проблемы во взаимоотношениях между Русью и Полем.

Абз.№ 25: «Но се зло: княже ми не пособие -наниче ся годины обратиша».

Ведь автор «Слова», как патриот и гражданин, видит сверхзадачу ни только и ни столько в защите от набегов степняков, или в ответных походах на половецкие станы и вежи с целью захвата добычи, скота и рабов,- он понимает ее гораздо шире: найти взаимопонимание с народами, населяющими Северное Причерноморье, Крым и Северный Кавказ куда- как он утверждает- они (русичи) проникли за шестьсот лет до описываемых в «Слове» событий.

Абз. №33: «На седьмом веце Трояни».
Причем, поименованную в «Слове» «землю Трояню» легко определить по географическим подсказкам:

Абз. № 17: «Вплескала лебедиными крылы на синем море у Дону».
Итак, это Дон при впадении его в Азовское море. Уместно задать вопрос: «Почему автор «Слова» называет эти места –землею Трояновой?» Тут три возможных предположения.

Предположение первое: Тмутороканское княжество с 1115 года было-подобно Трое- утрачено Русью на долгие 70 лет.( Автор начал писать «Слово» в 1185 году, т.е. спустя 70 лет после смерти Олега Святославича- последнего русского князя Тмуторокани).
Только к концу XVII века, т.е. почти через 600 лет, Российская Империя, как правопреемница русичей XII века, вновь вернула себе эти земли. В 1794 году на Кубань начали переселяться запорожские казаки, ставшими основной силой русской экспансии на Кавказ, «ключом» которого являлась Тамань ( где когда-то процветало Тмутараканское княжество).

Предположение второе: «На седьмой веце» (от XI века), отсылает нас к IV веку н.э., когда началось «великое переселение народов». Кипчаки-гунны, пришедшие с Востока, вторглись на Таманский полуостров, захватили боспорские города Кепы, Фаногорию и т.д. тем самым «поставили точку» в истории Боспорского царства. Затем они переправились в Крым и ударили по «империи» готов хана Германариха ( готы- племя кипчаков- появились в этих местах за несколько десятилетий до прихода гуннов. Они покорили несколько славянских племен, обитавших в этих местах и позиционировали себя правоприемниками скифов Тавриды).

Абз. №22: «Готския красныя девы воспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом; поют время Бусово, лелеют месть Шароканю и т.д.»
«Готския красныя девы» при этом вспоминают антского племенного вождя Буса, которого вместе с его соратниками в IV веке казнил готский хан Винитар. Автор при этом не сколько не сомневается, что готы – кипчаки и родственны половцам-куманам, т.к. они «лелеют месть Шароканю». (имеется ввиду Шарукан- дед Кончака,- половецкий хан, разбитый русичами в 1106 году).

Гунны и подхваченные ими славянские ( в «Слове» автор называет их «русичи») племена во главе с Атиллой дошли до италийского Рима. Их предводитель отождествлялся римлянами- потомками древних троянцев (см. «Энеида»),- как новый Ахилл. Разгром гуннами Боспорского царства и империи Германариха послужил своеобразной «калькой» событий, описанных Гомером.

Предположение третье: Может быть древний Илион -Троя и в самом деле находился именно в этих местах? ( См приложение-1)

В самом начале «Слова», буквально в первом абзаце ( всего в «Слове» 43 абзаца) автор вспоминает первых времен усобицы и в связи с этим перечисляет князей: Старого Ярослава, Храброго Мстислава, который перед полками касожскими зарезал их князя Редедю, а также Красного Романа Святославича.
Кто эти князья? Какие времена первых усобиц и по отношению к какому княжеству ( Русь в целом- автор не рассматривает) применен этот термин? Все это и следующее за ним пространное повествование относится только и исключительно по отношению к Тьмутараканскому княжеству с выражением глубочайшего сожаления автора об его утрате русичами в начале XI века. Сравним вышеперечисленных в «Слове» князей со списком правителей Тмутаракани:

-Мстислав Владимирович Храбрый
(годы правления в Тмутаракани- 987-1036 гг)
внук Святослава Игоревича, который в свою очередь разгромил Хазарский каганат, взял Итиль на Волге, Семендер на Каспии, Саркел на Дону и захватил Таматарху-Тьмутаракань. Мстислав был послан отцом кн. Владимиром в Тмутаракань в 987 г. в качестве первого русского князя. В 1122 году в поединке с касожским князем Редедею, Мстислав зарезал того засапожным ножом. Касоги - согласно обычаю- после такого исхода поединка полностью подчинились Мстиславу: воины касогов верой и правдой служили в его княжеской дружине. Мстислав по материнской линии (его мать Рогнеда Рогволодовна) был внуком полоцкого князя Рогволода «Рогволожьим внуком». Его старший брат Изяслав, упомянутый в «Слове», был Полоцким князем;
В 1031 году Мстислав вместе с аланами на ладьях появился у Баку: русско-аланское войско разбило ширваншаха. Позже полки Мстислава, пройдя через Армению, воевали на территории Византии. В 1032 году дербенцы разгромили объединенный русско-аланский отряд. Попытка Мстислава взять дербентскую крепость окончилась неудачей;

-Ярослав Владимирович Мудрый
(годы правления в Тмутаракани -1036-1054 гг.)
старший брат Мстислава Владимировича- упомянут в первом абзаце «Слова» и назван Ярославом Старым, Ярославом Великим. Он правил в Тмутаракани после смерти Мстислава Владимировича;

- Глеб Святославич
(1054-1064 гг.);
сын Святослава Черниговского, двоюродный брат Ростислава Владимировича;

-Ростислав Владимирович
(1064-1065 гг);
внук Ярослава Мудрого, дед Ярослава Осмомысла, прадед Олега Ярославича- автора «Слова о полку Игореве»;

- Глеб Святославич (повторно)
(1065-1065 г.);

-Ростислав Владимирович (повторно)
(1065-1066 гг.);
- Глеб Святославич (в третий раз!)
(1066-1069 гг.);
наглядный пример : « Первых времен усобиц»;

-Роман Святославич Красный
(1069-1079 гг.);
внук Ярослава Мудрого, старший брат Олега Святославича;

-Ратибор
(1079-1081гг.);
посадник великого князя Киевского Всеволода Ярославича;

-Давид Игоревич
(1081-1083 гг);

-Олег Святославич
(1083-1094 гг.);
Внук Ярослава Мудрого, последний упомянутый в летописях правитель Тмутаракани.

Далее по тексту «Слова» автор постоянно обращается к истории Тмутаракани и к образам русских князей.
Абз. №14: «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полцы Ольговы, Ольга Святославича. Той бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше; ступает в злат стремень в граде Тьмуторокане,- той же звон слыша давный великый Ярославль сын Всеволод, а Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове. Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на ковале зелену паполому постла за обиду Ольгову, -храбра и млада князя» . Давайте разберем этот абзац.
Века Трояновы- века проживания в этих землях (Северное Причерноморье) черных булгар, пришедших в IV веке вместе с гуннами и оставшиеся в этих местах на долгие 700 лет. Из контекста становится понятно, что автор считает русичей конца XII века правопреемниками черных булгар. Века Трояновы: это шесть веков ( с IV века н.э. до «лет Ярослава»).
Лета Ярослава: 1036- 1054 гг.
Полцы ( походы) Ольговы: 1083-1094 гг.
Всеволод и Владимир, упомянутые в этом абзаце- это сын Ярослава Мудрого - великий князь киевский Всеволод Ярославич и его внук Владимир Всеволодович Мономах, с которыми в 1078 г. воевал Олег Святославич Тмутараканский за Чернигов.
Борис Вячеславлич – князь- изгой, родственник Олега и его соратник в попытке овладеть Черниговским княжеством, «незаконно» отнятым у Олега его дядьми. Погиб в битве на Нежатиной Ниве в октябре 1078 г. «за обиду Ольгову- храбра и млада князя».

В «Слове» прослеживается сопоставление деяний «старых князей» начала XII века ( поход Игоря и Всеволода Ольговичей в 1115 г.) и их потомков- князей конца XII века ( поход Игоря и Всеволода Святославичей в 1185 г.).
Абз. № 14: «Тогда, при Ользе, Гориславличи сеяшется и растящеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внуки, в княжих веци человекомъ скратишась».
Исторически так сложилось, что прозвище «Гориславличи» уже как «отчество» ошибочно приписывалось легендарному персонажу «Слова»- Олегу Святославичу. На самом деле Гориславличи это дети Олега Святославича Игорь и Всеволод Ольговичи, которые при их отце, «при Ользе», сеяли раздоры и усобицы, а сразу после его смерти в 1115 году совершили неудачную попытку вернуть Тмутараканское княжество, что повлекло за собой его полную и окончательную потерю.
Отрицательные персонажи? Не все так однозначно. Ведь Игорь Ольгович был великим русским писателем! В автобиографическом прозаическом произведении под названием «Трудные повести о походах Игоревых» (написаны до 1127 г.), Игорь Ольгович повествовал о совместном с братом Всеволодом неудачном походе в попытке отвоевать Тмутараканское княжество. Игорь и Всеволод стали нарицательными персонажами братской любви и взаимопомощи, оба стали Великими князьями Киевскими, а Игорь- как страстотерпец- еще и Святым Русской Православной церкви.
Используя эти «Трудные повести», шестьдесят лет спустя другой автор (каган Олег – сын Ярослава Осмомысла) пишет сирвенту на злобу дня и повествует о других братьях- тоже Игоре и Всеволоде , но уже внуках тех «старых» князей.
Абз. 20: «Тии бо два храбрая Святославича Игорь и Всеволод, уже лжу убудиста, которую то бяше успил отец их Святославль великий Киевскый…»
Интересен абз. № 22 с т.н. «мутным сном» киевского князя Святослава о том, как «слетели два сокола поискать града Тмуторокана» и о том , что «Темно бо бе в 3 день: два солнца померкоста, оба багряная столпа погасоста и с ними молодая месяца, Олег и Святослав, тьмою ся поволокоста и в море погрузиста». О каких молодых месяцах Олеге и Святославе идет речь? Почему Святослав Всеволодович- дядя Игоря и Всеволода Святославичей- героев «Слова»- назван их отцом? Ответ кроется в том, что автор вспоминает о преждевременно ушедших из жизни: старшем из братьев-героев «Слова» Игоря и Всеволода- Олеге Святославиче (+1180 г.), а также их отце Святославе Ольговиче (+1164 г.), после смерти которого Святослав Всеволодович -князь Киевский- стал формально «старшиною» Ольговичей и «отцом» для всех своих многочисленных племянников в том числе Игоря и Всеволода. Причем обратите внимание: «молодые князья» Игорь и Всеволод хоть и Святославичи по отцу, но они еще и «Ольгова гнезда» ( как потомки высокочтимого Олега Святославича. Впрочем, может быть Игорь и Всеволод и вправду Ольговичи? Тогда эпизод с битвой это абзац не из «Слова», а из «Трудных повестий»?).
Абз. № 10 : «Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо. Далече залетело!»

Теперь пристало время совершить экскурс в историю сначала Боспорского царства, а затем возникшего на его месте Тмутараканского княжества.
Боспорское царство образовалось около 480 г. до н.э. В конце I-го века оно находится в зависимости от Римской империи, с конца II-го столетия вошло в состав Понтийского царства (Крым). В начале III-го века пришли готы ( Евнапий называет их скифским племенем) и образовали империю, достигшую своего расцвета в середине IV века при Германарихе. Но вскоре на жителей Тамани с Востока обрушилась еще одна напасть гунны ( кипчаки), «поставившие точку» в истории и Боспорского царства, и готской империи Германариха. В первой половине VI века города- полисы Причерноморья вошли в состав Византии, с VII – подпали под власть Хазарского каганата. В X-ом веке Святослав Игоревич по договоренности с византийцами разгромил хазар и проник в Северное Причерноморье, положив тем самым предпосылки к созданию русского Тмутараканского княжества. Его сын Владимир Святославич Святой довел начатое им дело до конца и «посадил» на Тьмутараканское княжество своего сына Мстислава Владимировича. С этого момента и до конца XI века русские князья владели Таманью, частью Крыма и Северного Кавказа независимо от Византии, но уже с 1083 по 1094 годы при императоре Алексее I Комнине (1081-1118 гг. род. ок. 1057 г.) Олег Святославич становится… архонтом Византийской Империи в Тмутаракани. Византия была уже на излете своей государственности. В 1096 году по приглашению императора в Константинополь начали прибывать отряды рыцарей, участников первого крестового похода (1096-1101 гг.). Алексей I Комнин принимал их и с каждого брал клятву верности. Он надеется, что с помощью крестоносцев ему удастся отвоевать у турок азиатские владения империи. Крестоносцы действовали сразу на нескольких направлениях: в Палестине, где они с боем взяли Иерусалим, в Сирии и в южном Причерноморье. В июне 1097 года объединенная армия ромеев ( византийцев) и крестоносцев взяла Никею. В соответствие с договором, город был возвращен Византии. Затем были взяты Сарды, Смирна, Никеи, Эфес, Филадельфия и таким образом от турок-османов было освобождено все юго-восточное и северное побережья Черного моря. В результате этого похода из Тмутаракани были изгнаны русские князья, и там было образовано крестоносное княжество. На центральной рыночной площади в знак своей победы воины-победители установили статую первому королю Иерусалимского королевства Болдуину Лотарю, прозываемую в «Слове» «Тмутороканским Болваном».
Абз. № 6 « Збися Див, кличет верху древа-велит послушати земли незнаеме: Волзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе- Тьмутороканский Болван.»( (Болван это Болдуин).В Крыму и Северном Причерноморье были воздвигнуты крепости генуэзцев и византийцев.
Потом был второй крестовый поход (1147-1148гг.), когда войска Салах-ад-Дина разгромили крестоносцев и освободили Иерусалим, затем третий (1189-1192 гг.). Во время этого во всех отношениях неудачного похода в горах Армении погиб король Германии и Император Римской империи германского народа Фридрих I Барбаросса.
В Крыму появляются крепости генуэзцев, на Тамани- венецианцев. Во время четвертого крестового похода европейские рыцари, прибывшие под стены Константинополя для поддержки претендента на византийский престол Алексея IV Ангела, неожиданно решили захватить город и 12 апреля 1204 года после второго штурма полностью овладели столицей Византийской империи. На ее месте было создано несколько империй: Никейская, Трапезундская и Латинская, а также деспотий: Мореи, Фесалии, Эпира; империя и деспотия Фесалоники.
Окончательно они прекратили свое существование к середине XV века. Точку поставили турки-сельджуки, когда в 1453 г. с боем взяли Константинополь и перекрыли морское сообщение европейцев через Босфор и Дарданеллы.
История средневековой Евразии во многом определялась борьбой за обладание основными торговыми маршрутами той эпохи. По Причерноморью проходил один из основных даже ни «ручейков» или «рек», а полноводный поток караванов по транс-евразийской магистрали, связывающей Европу со Средней Азией, Китаем, Индией, Японией, Сибирью, Персией и Кавказом. По рекам: Волга, Дон, Днепр, Днестр, Буг и Дунай, шли маршруты, связывающие Персию с Русью, Скандинавскими странами, Северной Европой; по Черному морю- Византию и Балканские страны- с Русью, Северной Европой и Скандинавией. Так что разговоры о том, что в этих степях мог кто-то мирно жить и пасти свой скот, наслаждаясь покоем и свободой- мифы и сказки. Караваны шли по этой местности один за другим, как сейчас идут поезда по Транссибу, по графику с установленной скоростью. «Местные кочевники» занимались сбором дани, охраной караванов, обеспечением минимальной инфраструктуры, включающей содержанием магистральных «кафешек» (караван-сараев), предоставлением проводников, оборудованием мест водопоя и заготовкой фуража для тягловых животных. Но «местные кочевники» это только прикрытие для основных игроков. В геополитическом раскладе XII века- это венецианцы, генуэзцы, хиреющая Византия (греки), набирающие силы турки-османы, русские, «молодые хищники» Европы в лице чехов, венгров, австрийцев и немцев. И беда, когда какой-нибудь Игорь Святославович пытается «начать свою игру» в этом большом раскладе:
Абз. № 20: « Ту немци и венедици, ту греки и морава поют славу Святославлю, кают князя Игоря.»
Причем в абзаце, как ни странно, не упомянуты «ведущие игроки» той давней геополитической игры-генуэзцы, «курирующие» торговый маршрут «Из Варяг в Греки» по Днепру: они только выиграли от проблем, вызванных ослаблением позиции русских князей и их кураторов венецианцев, задействованных в торговле по Волге и Дону. Святославу Всеволодовичу -князю Киевскому вместе с генуэзцами «сидевшему» на торговых маршрутах по Дунаю и Днепру все кто зависим от этой торговли (немцы, венецинцы, греки и чехи) начинают петь славу.
Но вернемся в Северное Причерноморье, на земли бывшего Тьмутараканского княжества. Там во всю хозяйничали крестоносцы и их союзники византийцы и генуэзцы. Под их властью была часть южного побережья Черного моря, часть Северного Кавказа, Балкан, а также Крым, все Северное Причерноморье вплоть до Венгрии, да и остатки когда-то могущественного Хазарского каганата на нижнем участке Волги также под их опекой и фактическим «протекторатом».
Потомки гордых тюрок, в IV веке заполонивших Европу ордами гуннов Атиллы, ныне превратились в купцов, содержателей караван-сараев, «водителей» караванов, плативших дань сначала Византии, потом Святославу и Владимиру, русским князьям Тмутараканского княжества, затем с конца XI века венецианцам, генуэзца и крестоносцам, оплотом для которых стал Крым и бывшее русское Тьмутараканское княжество. Жизнь Дешт-и-Кипчака подходит к логическому концу. Хазары с легкостью меняют веру: сначала поклоняясь Тенгри- верховному небесному правителю, затем верхушка знати принимает иудаизм, со временем, когда стали подниматься Арабские халифаты -ислам, потом, по мере роста влияния христианской Европы - христианство (по крайней мере последний упомянутый в 1016 году в летописях каган Хазарии Георгий Цула был христианином).
К концу XII века существенно сократившаяся Хазария представляет собой небольшое государство на нижней Волге и в таком качестве «доживает» до Золотой Орды. В 1263 году в столице Золотой Орды г. Сарае, возникшей на месте столицы Хазарии г. Итиль ( в районе г. Астрахани), была учреждена особая сарайская епископия. А в 1267 году митрополит Кирилл получает от хана Менгу-Тимура ярлык, охракняющий церковь и ее владения от посягательств со стороны «монголов». При посредничестве сарайского епископа были установлены прямые отношения между ордынским ханом и византийским императором (вернее на тот момент- императором Трапезунда). То есть в веротерпимой Хазарии еще до появления Золотой Орды, вполне мирно уживались анклавы иудеев, мусульман, католиков, православных христиан, монофизитов, манихеев, ариан, несториан, христиан армянской апостольской церкви, язычников и т.д. и т.п.
В Галицком и Волынском княжествах испокон веку располагались хазарские купеческие подворья. Связи хазарских купцов ( в основном иудеев по вере) с княжескими семьями имели весьма выгодные для обоих сторон интересы. Так что когда у Ярослава Осмомысла возникли опасения о судьбе его сына Олега, он вполне мог заключить с хазарами определенного рода сделку: они должны принять Олега в Хазарии и предоставить ему почетный, но ни к чему не обязывающий титул кагана, а Ярослав давал им дополнительные преференции в торговле на территории своего княжества. Титул кагана в Хазарии передавался по наследству и каганом мог стать только тот, у кого была прямая родственная связь по этой линии. Но так было в период расцвета Каганата в VIII-X веках. Святослав Игоревич, разгромивший в конце X века Волжскую Булгарию и Хазарский каганат мог прибавить к своему титулу русского князя еще и титул Хазарского кагана. Каганами Хазарии- по крайней мере формально-были и Тьмутараканские русские князья. Прадедом Олега Ярославича был князь Ростислав Владимирович Тьмутараканский- так что молодой княжич вполне мог стать каганом Хазарии даже по этим формальным признакам, но скорее всего его мать Анастасия была родом из знатного тюрского рода каганов.
Почему титул кагана был номинальным? Потому-что он выполнял функции скорее представительские, чем властные (по типу британской монархии в современной Великобритании). Властные функции выполнял бек-каган ( с IX века- царь или малик). Малик командовал войском, управлял государственными делами, руководил внешней политикой и т.д. Каган, являвшийся сакральным полубожеством, имел все, что только душа пожелает, но был отстранен от реальной власти и принимал какое-то участие в жизни государства только в период войны. При таком положении в обществе природные наклонности кагана «возводились в степень»: если он был жесток от природы- с годами из-за вседозволенности мог стать паталогическим душегубом и убийцей; если был развратником- к его услугам были сотни женщин и каган становился рабом своей похоти. К счастью для него и для нас- его потомков- Олег унаследовал любовь к книгам, к поэзии, политике и философии, желанием и возможностями общаться с умнейшими людьми своего времени. В Итиль в распоряжение кагана могли доставляться любые книги со всего пространства Евразии и Магриба, он мог общаться с правоведами всех известных тогда концессий, расширяя и обогащая свой кругозор и выстраивая свое мировозрение. был знаком с суфической поэзией Персии (в частности с произведениями его современника Низами Гянжеви из Баку), с образцами западноевропейской литературы. Более того «Плач Ярославны», если объективно проанализировать его жанр,- это поэтической образец окситанской поэзии трубадуров-труверов в их преклонении перед Прекрасной дамой. Не чужды Олегу и описания ратных подвигов его героев, сходных с действиями героев рыцарских романов, таких как «Витязь в Барсовой шкуре» Шота Руставелли, «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», «Романа об Александре Македонском» и «Сказания о Трое». Но тут уместен вопрос о вероисповедании кагана Олега. Я думаю, что он был христианином греческого толка т.к. формально Хазарский каганат на тот момент находился под патронатом Византии, но подпал под обаяние славянского язычества и неких изотерических культов толи манихейского толка, толи бродячих гностиков-никониан. В результате: мы в «Слове о полку Игореве» имеем дело со столь уникальным по убедительности повествованием, что впадаем в заблуждение и воспринимаем мировозрение автора, как нечто общепринятое для того времени. Я думаю, что это заблуждение! Это мир внутри одного человека, приоткрывшийся всего на мгновение. Когда начинаешь разбираться в тонкостях текста, берет невольная оторопь от широты его знаний и глубины философского обобщения образов на основе буддизма, ламаизма, изотерических учений Востока и Запада. Это прорыв человеческого духа словно на сто, двести лет предвосхитил литературу Ренесанса. Масштаб личности Олега Ярославича равен- по моему мнению- таким титанам эпохи Возрождения, как Данте и Петрарка, а его произведение ( «Слово о полку Игореве») отвечает всем признакам произведений эпохи высокого Возрождения.
Абз. №42:
Рек Боян их оды на Святославля- песнотворца стараго времени, Ярославля -Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти голову кроме плечю, зло ти телу кроме головы» – Руской земли без Игоря».
Т.е.: «Желанием когана Олега (любимца Ярослава) приводится цитата из оды Игоря, которую не раз цитировал его (Игоря) песнопевец Боян: «Тяжко голове без плеч, зло телу без головы», но вместо « Руской земле без Святослава», как было написано в оде Игоря, пишет- «Русской земле без Игоря».
Хочу заострить вопрос : как относится автор к целям и задачам похода, приветствует ли он его? А вы знаете-похоже, что нет. Автор считает, что нельзя идти наперекор Божественному проведению. Солнце подает Игорю дурной знак затмением, когда все его воины тьмой прикрыты, бесится Див в кроне деревьев, наступает неожиданная темнота, потом гроза, всюду слышаться птичьи крики, с моря идут черные тучи, волки ворожат грозу по оврагам, лисицы брешут на червленые щиты. То есть природа, ветры, солнце, грозовые тучи и даже степные звери видят в русичах недругов и пытаются защитить свой дом от их вторжения. И наоборот:
Абз. №5: « А половци неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телеги полунощи, рци лебеди роспужены».
Не знаю как у кого, а я невольно представляю этих бегущих от войны «детей степи». Образ сильный, да и сами русские идут и все оглядываются в тоске: «О Руская земля! Ты уже скрылась за холмами!» И так несколько раз. Автор нагнетает обстановку и только бой представлен ярко, образно с атаками и стойкой обороной в уже явно проигранной битве. Ощущаются запахи степи, слышаться звуки боя, видятся черные тени, как проекции этих событий, на потолке святославовых палат в часы его мутных видений.
Но тем не менее для автора они остаются недругами Руси и он употребляет для их упоминания слово «поганые». Но не все так однозначно, т.к. поганые это слово «прилагательное», а слово «существительное» сознательно упущено при составлении копии для Екатерины Великой. А слово это… поганые католики.
Попробую обосновать свое утверждение.
Абз. 31: «Уже бо Сула не течет сребреными струями к граду Переяславлю, и Двина болотом течет оным грозным полочаном под кликом поганых.»
Где Северное Причерноморье и Дон, где Западная Двина и Полоцк? Сначала я решил , что (Абз. 29: « Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и Половци») венгры, литовцы, эстонцы, латвийцы и половцы близки этнически. Но венгры это угро-финны, половцы- кипчаки, прибалты относятся к славянским племенам. Только потом понял, что их объединяет вера : все они к этому времени подверглись окатоличиванию и стали «погаными» т.е. впавшими -по утверждению ортодоксальной Греческой Церкви- в ересь «схизматиками». Эмиссары католической церкви проникали в приграничные области Венгрии, где им удалось создать куманскую епархию во главе с доминиканским монахом. «Куманы, иже рекомые половцы» становились католиками. Уже за сто лет до этого окатоличиванию подверглись полабские славяне, поляки, венгры, чехи, пруссы, прибалты (Литва, Ятвяги, Деремела из «Слова»).Так что при снятии копии для Екатерины Великой писцы ( надо думать иезуиты из полоцкой коллегии) специально не стали ставить после слова поганые… слова католики ( а оно в «Слове» присутствовало). Примас всех католиков Российской империи Станислав Богуш -Сестренцевич, который нашел «Слово» в заброшенном архиве поэта Михаила Матвеевича Хераскова ( по материнской линии потомка князей Друцко-Соколинских) был первым переводчиком «Слова» на французский язык, сам Михаил Матвеевич будучи попечителем Московского Университета и начальником ее типографии, был первым ее печатником и издателем. Именно с его «легкой руки» «Слово» получило признание читающей публики России.
Можно было и далее разбирать «Слово» по косточкам. Я сделал его технический и поэтический перевод, но не буду Вам надоедать с его опубликованием. Может быть потом? Если будет отклик читателей.

P.S. Автор выражает искреннюю благодарность профессорам из СПб: Цамутали А.Н., Николаенко П.Д. за консультации и моральную поддержку, Зав. Кафедрой СПб Университета МВД Удальцову А.А., Ректору Витебского ОИРО Лопатинской О.В., преподавателю Витебского ГУ им. П.М. Машерова Лапунову С.В., работникам Витебского городского музея за помощь в работе. Благодарен я и за конструктивную критику со стороны сотрудников филиала «Института литературы имени Янки Купалы» Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии Наук Беларуси и лично его директора профессора Саверченко И.В., благотворно повлиявшую на ход моего исследования.
С уважением : И.Б. Маркелов

Республика Беларусь, г. Витебск 2019 г.

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Georgio » 02 июн 2019, 23:52

Расскажите, пожалуйста, о себе. Вы студент или аспирант?

Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Игорь » 03 июн 2019, 14:21

Мою судьбу "сломали" девяностые. Но Вы абсолютно правы: такими вещами должны заниматься молодые люди. Я в свое время- пришел к Зав. кафедрой филологии в одном уважаемом Университете и предложить такую "сделку": они выбирают двух талантливых студентов, я помогаю этим молодым людям написать и и защитить кандидатскую." Мурыжили" меня год обещаниями, потом сменился Зав. кафедрой, и Новый меня ...культурно послал, т.к. усомнился в моих мотивах. Этот человек и помыслить не мог, что кто-то может просто так отдать свои знания и наработки другому, ничего не требуя взамен и даже не афишируя свою помощь. Уверен, что большая часть начинающих ученых должна честно признаться, что в их успехе во многом - если не в основном-заслуга их Учителей! Пример тому -мой личный опыт общения с проф. Цамутали А.Н. и Николаенко П.Д. Эти люди преклонного возраста ( Александру Николаевичу- далеко за 80 !), но с молодой по детски открытой душой. Они совершенно бескорыстно готовы помочь любому, кто в такой помощи нуждается. Знаю я и сравнительно молодых людей со старческой душой, которым нужен Учебник и студенты, чтобы "гонять" на экзаменах.

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Georgio » 03 июн 2019, 15:31

Я правильно понял: вы учились на историка (филолога?) в 1990-ых, но отчислились из ВУЗа?
Игорь писал(а):
03 июн 2019, 14:21
я помогаю этим молодым людям написать и и защитить кандидатскую
Вы пишите за них :shock:
Или выступаете научным рук-ем?
Или просто помогаете советом?
Игорь писал(а):
03 июн 2019, 14:21
Мою судьбу "сломали" девяностые.
Вы на свободе вообще?

Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Игорь » 04 июн 2019, 18:08

Велик могучий русский Языка! Достаточно небольшой небрежности в подборе слов в ответе и возникает ассоциативный ряд образов и стереотипов. Нет, господа! Я не сидел ! Более того- я офицер МВД в отставке, в свое время работал в Университете МВД, где и познакомился с некоторыми замечательными людьми, увлеченными наукой , подвигшими меня на свои собственные научные поиски. Но давайте закроем тему обо мне. Договорились? Я прошу обратить ваше внимание на другого человека- по моему мнению- подлинного гения, который нуждается в Вашей моральной поддержке. Это бард Владимир Оксиковский. Когда я в интернете увидел его записи начала 90-х, то был потрясен: это Олег Ярославич -автор "Слова о полку Игореве"( поверьте мне на слово). Его лицо, его манера держаться. Мы все услышали новые произведения гения русской поэзии XII века! Вот и не верь после этого в реинкарнацию.
P.S. Что касается студентов- чтобы не было недоразумений- конечно только советами и консультациями. Я просто участник Эстафеты ( если вы понимаете, что я имею ввиду). Никакого криминала- мы уголовный кодекс чтим!

Аватара пользователя
Georgio
Администратор
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 25 мар 2018, 14:50
Откуда: Москва

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Georgio » 07 июн 2019, 14:03

Игорь писал(а):
04 июн 2019, 18:08
Я прошу обратить ваше внимание на другого человека- по моему мнению- подлинного гения, который нуждается в Вашей моральной поддержке. Это бард Владимир Оксиковский.
Почему вы решили, что его нужно поддержать?

VladEt
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 июн 2019, 21:01

"Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля

Непрочитанное сообщение VladEt » 21 июн 2019, 00:31

Знаю. Знаю про Киевскую Русь - Ледовое побоище... Вы уж не серчайте, но так вышло - случилось ПОСЛЕ образования ЕДИНОГО русского государства. Абыдно, да?
Последний раз редактировалось Georgio 21 июн 2019, 12:55, всего редактировалось 1 раз.
Причина: реклама

Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: "Слово о полку Игореве" о взаимоотношениях Руси и Поля.

Непрочитанное сообщение Игорь » 21 июн 2019, 10:01

Узнаю тебя, Питер! Согласно Вашей рекомендации меняю концепцию. Теперь статья будет называться: "Теория ЕДИНОГО Поля и Руси ПОСЛЕ того, как".
Привет из солнечной Беларуси.

Ответить