ЕРМАК

476 - 1492 гг.
Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

ЕРМАК

Непрочитанное сообщение Игорь » 13 июн 2019, 20:51

Ермак.

Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии блистали
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой…

Перед нами во всей своей широте и мощи представлен русский богатырь. Деяния его величественны, гибель – под стать такому герою- сурова и трагична! Лучшее исполнение этой песни- а представленный мною стихотворение это текст русской народной песни- звучит в фильме братьев Васильевых «Чапаев». Ведь ставшие былинными героями Чапаев и Ермак погибли одинаково: в водах могучих рек, спасаясь от погони внезапно напавших на них врагов, только Чапаев спасался от белых и утонул в Урал-реке, Ермак - в Иртыше- при нападении на его стан воинов хана Кучума.
Но давайте отделим жизнь реально существовавшего человека -Ермака Тимофеевича- от его мифологизированного образа. Итак приведем известные биографические и анкетные данные:

Имя: Герман ( крестильное Василий, что означает царственный.)
Фамилия: ?
Национальность: русский, казак -предки «из татар».
Родился: в 1532 г., в городке Борок.
Погиб: в 1585 году в Сибири на реке Иртыш в возрасте 53 лет.
Дополнительные сведения: Ветеран боевых действий в период Ливонской войны.
Завоеватель Сибири.

Это все, что действительно достоверно известно -остальное (включая фамилию) из области «достоверных» слухов- не более того. Поэтому приступим к собственному расследованию по факту смерти нашего героя.
Начнем с его имени. Сравним с именами других русских народных героев:
Стенька (Степан) Разин, и Емелька (Емельян) Пугачев. Там и там имя по старой деревенской традиции «упрощается», тем самым герой «низводится» до уровня «своего парня», и, одновременно, получает ласкательное прозвище, которое ни с кем не спутаешь. Тогда Ермак Тимофеевич это Гермашка (Герман) Тимофеевич. Как-то не вяжется- согласитесь? Если только не предположить, что …Тимофеевич это вовсе не отчество, а фамилия, только «подогнанная» под отчество. А что, если предположить, что это типичная белорусская фамилия, например: Томашевич или Тимошевич? Итак, появляется версии, что Ермак Тимофеевич это шляхтич-литвин и казак с «татарскими» корнями - Герман Томашевич, уроженец городка Борок что под Минском. А почему бы и нет? Ведь единственно достоверные сведения о предыстории героя до его похода в Сибирь- его ( Ермака) участие в Ливонской войне (1558-1582 гг.) . Правда… не понятно- на чьей стороне. -Как так? А вот так! Казаки воевали как на стороне Иоанна Грозного и Москвы, так и на стороне Великого княжества Литовского с 1569 г. ставшего Речью Посполитой. Присмотритесь к его порсунам ( изображениям), оставленным нам его современниками. Даже и близко не похож он своим облачением и видом на русского казака- скорее пират- конкистадор из Испании, ландкнехт из Германии или Ливонии. Известно также, что в его «отряде» из 300 человек, прибывшим в распоряжение Строгановым в 1581 году, царила совсем не свойственная казацкой вольнице железная дисциплина и состоял этот отряд из немцем, литвинов и «татар», вооруженных пушками, ружьями и мушкетами.
Но с какого- такого рожна некоего казака-литвина да к тому же «татарина» из Речи Посполитой понесло в 1581 году в далекие дали- сначала на Чусовую к князьям Строгановым, затем в Сибирь где спустя четыре года он и погибает, оставив после себя и немеркнущую славу, и огромное пространство завоеванных им земель, позволивших России превратиться в величайшую Империю мира и ставшую для нее неисчерпаемой «житницей» на долгие 400 с лишним лет ? А с такого, что – похоже- он имел такое право!
Вот история появления в Беларуси (Литве) татарского рода Томашевичей.
В Лидском замке (г. Лида, Гродненская области республики Беларусь) по воле князя Витовта с 1396 по 1399 год поселился бежавший в Литву вместе с семьей низложенный правитель «Золотой Орды» Тохтамыш. Он привел в Литву не один, а привел с собой несколько десятков тысяч беженцев- татар из «Золотой Орды» и Крыма, его сопровождали его сыновья-царевичи (некоторые из 13 (!) его сыновей- пророссийски настроенных- предпочли перебраться в Москву). Старшему сыну Тохтамыша Джелал-ад-Дину Витовт поручил оборону Трокайского замка ( нынешняя Литва), остальные «дети» заняли оборонительные рубежи в замках Новогрудка, Ковно, Крево, Медниках и т.д. Эти оборонительные сооружения были возведены в XIV веке и составляли оборонительную линию для защиты Северо-Западных рубежей ВКЛ от Тевтонского ордена. Обстановка была предвоенная и приход татар был как никогда кстати. В 1410 году состоялась знаменитая Грюнвальдская битва, в которой участвовала татарская конница (до 5 тыс. сабель). Джелал-ад-Дин в этой битве смертельно ранил магистра
тевтонского ордена и главнокомандующего Ульриха фон Юнгенга, что кардинально повлияло на исход битвы в пользу русско-литовско-польского объединенного войска. Но еще задолго до этой битвы - в 1399 году после поражения объединенных войск татар и князя Витовта от хана Едигея, его отец-Тохтамыш покинул Литву. Он отправилсяся в … Сибирь, где вскоре стал правителем «Синей Орды » (Тюменской). В 1406 году Тохтамыш погибает в 16-ом(!) по счету сражении с ханом Едигеем , где-то в районе Тюмени. А как же его дети? Джелал -ад-Дин предпринимает с помощью Витовта несколько попыток закрепиться в Крыму, в «Золотой Орде» но все его предприятия закончились поражениями и он вновь возвращается в Литву. В 1419 году другой сын Тохтамыша- Кадыр-Берде в районе г.Сарайчик на Урале разбивает войско хана Едигея- убийцу своего отца, и тот – по преданию-спасаясь от погони … тонет в Урал-реке. Прямые потомки Тохтамыша царевичи (эмиры) достойно служили своей новой Родине, защищая ее верой и правдой. Со временем многие из них приняли крещение, переженились на местных, завели себе новые на литовский или польский лад скроенные фамилии. Так фамилия Томашевич это калькированный «перевод» Тох-Тамыша – вспыльчивого Томаша, Сам Тохтамыш был из рода «белоордынских» («Белая Орда» -полуостров Мангышлак) потомков Чингизхана (см. статью «Слово о полку Игореве), так что «выходцы» из Беларуси вернулись на свою историческую Родину. Роды золотоордынских царевичей «вросли» в высшие дворянские сословия России и Литвы (Беларуси), получили графские и княжеские титулы, понастроили себе замков (в частности- знаменитый Мирский – Эмирский замок в Гродненской области республики Беларусь). Из «татар» вели свои роды русской и литовской аристократии: Годуновы, Аксаковы, Голенищевы- Кутузовы, Суворовы, Мусины-Пушкины, Глинские, Ширинские, Апраксины, Юсуповы, Пунские, Скрябины, Аракчеевы, Тургеневы и так сотни дворянских родов Российской Империи.
Но кто мог организовать переход отряда Гермашка (ударение на последний слог) Томашевича (далее по тексту -Ермак Тимофеевич) в Сибирь? Ответ прост и зловещ одновременно - иезуиты.
В 1569 году польские феодалы, воспользовавшись тяжелым положением ВКЛ во время Ливонской войны предложили Литве объединиться и создать единое государство- Речь Посполитую с выборным главою государства, который одновременно являлся бы королем Польским и Великим князем Литовским. Такое объединение произошло. Следующим шагом на пути интеграции стало заключение Брестской церковной Унии, подписанной представителями католической церкви и высшим православным духовенством Западной Руси. Не все подчинились этому решению. Активными поборниками православия оставались гетман Григорий Ходкевич, князь Константин Острожский (потомок автора «Слово о полку Игореве»), бежавшие из Москвы в Литву ученик Максима Грека князь Андрей Курбский и старец Артемий. Сначала подавляющая часть православных Литвы (Беларуси) сопротивлялась навязанной «сверху» «папской» религия, но силы были явно не равны. Вот что писал А. Курбский о католиках- иезуитах: « Искуссными силогизмами поганских (еллинских) философов вооружены; смешавших елокуцию з диалектическими софизмами… истину тщатся разорити араторскими штуками». Православные проповедники в жарких диспутах и дебатах сдавали позицию за позицией, в то время как иезуиты, демонстрируя свое превосходство, были «зело сварливы и упрямы». Разобщению православных способствовало и проникновение с начала XVI века волны реформации из Европы. В Западной Руси в пропаганде своих идей значительных успехов среди городского населения, шляхты и даже крупных феодалов (Радзивиллы, Вишневецкие, Сапеги) добились кальвинисты. Среди более демократических слоев населения успехом пользовались другие представители реформаторского движения, таки,е как социниане. Такое название они получили в честь его основателя- итальянца Фавста Социни. Подобно русским «стригольникам» и «жидовствующим», отрицавшим триединую сущность бога, они ( социниане) отвергали божественную сущность Христа. Тем самым – вольно или не вольно- возрождая т.н. «арианскую ересь».( Просвитер Арий из Александрии в IV веке нашей эры был отлучен от церкви и осужден на I-ом Никейском соборе за отрицание единой сущности Иисуса Христа и Бога Отца. Он полагал, что Иисус – обычный человек, ставший богом приняв, крестные муки за грехи человеческие. Корни арианства уходят в древние еще дохристианские традиции: Митраизм, Осирический культ).
Но вернемся к нашему герою.
В 1581 году он появляется на Урале, где полновластными правителями являлись князья Яков и Григорий Строгановы, у которых в Приуралье на реках Чусовой, Каме и Сылве были построены соляные городки. Там Ермака уже ждали- верные люди передали весточку. Отряд из Литвы преодолел почти 2 тысячи верст, да не по прямой, а сделав круг и отклонившись значительно к Югу – в степи. Так было спокойнее!
В дороге надо было добывать провизию, выдавать «кормовые» (переход занял почти все лето 1581 года) да и лошадей, тащивших телеги с провиантом, порохом и пушками старались кормить как положено. Расходы на экспедицию оплатили заказчики похода- иезуиты.
Прибыв на Урал и используя польские деньги, Ермак стал набирать себе дружину из казаков и другого пришлого населения. В его отряд влились великороссы, севрюки, устюжане и самое главное- казаки. Из них, этих пассионариев XVI века, он и выбрал себе старшин -или атаманов: Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиту Пана, Богдана Брязгу и Матвея Мещерякова. Выбор его был безошибочен. Но почему с такой охотой 840 человек (540 «казаков» и 300 «ратных людей») отправились за этим человеком «в земли незнаемые» в поход, грозящий им всяческими напастями, ранами, голодом, а то и смертью? Да потому, что Ермак был христианином и законным претендентом на Сибирский престол, потомком хана «Синей Орды» Чингизита Тохтамыша, в то время, как Кучум был мусульманином и узурпатором престола, появившимся в Сибири откуда-то из Средней Азии. Тогда люди тонко реагировали на эти нюансы. Нам, людям XXI-го века, это трудно понять, но тогда – в XVI веке- легитимность престолонаследия и вероисповедание была не пустым звуком. Его казаки и ратные люди, подобно библейским Апостолам, были убеждены, что Ермак станет царем земли и сможет «восстановить царство Израилю». Ермак и не отрицал, что идет возродить древнюю Сирийскую землю ( Синюю Орду»), однако не богатство и почести ждало их «за Камнем». Им предрешено было иное: и его (Ермака) и их -его Апостолов- ждала судьба мучеников. Зато там- на небесах- им была уготована вечная служба в небесном полку Святого Михаила.
Волоком перетащив через Уральские горы свои ладьи, ермаковцы дошли до реки Журавки, уже протекающей в Сибири. Экспедиция Ермака 1581- 82 гг. года прошла, несмотря на малочисленность его отряда, весьма успешно. Землепроходцы завладели столицей Кучума городом Искер. В Москву- к московскому государю- Ермак отправил с донесением атамана Кольцо. Странное прозвище- не правда ли? Но если знать кое-что о реалиях того времени, такое прозвище означало, что его обладателем был человек с колотым лицом. На его лице было выколото слово воръ или тать, потом туда втирался порох. Такой процедуре подвергались преступники, воры, убийцы, пойманные разбойники или беглые всех мастей, обычно это было «дополнение» к другому наказанию: раскаленными щипцами рвали ноздри преступника. Конечно, русский человек
весьма хитроумно мог скрыть следы этих увечий: удавалось сращивать ноздри, с помощью молока выводить татуировки и т.д., но тем не менее, при первой же встречи были видны последствия- колотое лицо такого человека.
Уместен вопрос: «Что, неужели чести доставить победную реляцию в Москву нельзя было доверить более адекватной личности?» Не все так просто: порученная миссия было не столько почетна, сколько смертельно опасна! Ермак знал кого нужно посылать.
По прибытии в Москву гонца немедленно отправили… нет- не во дворец- в застенок! Атаман Кольцо должен был подтвердить или дезавуировать свое сообщение в процессе испытания на «детекторе лжи» средневековой Руси- на дыбе. «Опричный порученец» Ивана Грозного дьяк Василий Щелканов лично присутствовал при допросе посланца Ермака в подвалах Воровского приказа. Голого по пояс атамана подвесили на веревке за поднятые руки к специальным, вмурованным в свод подземелья железным кольцам, между связанных ног просунули деревянную жердь с грузом на конце. Эта поза называлась «виской» и считалась самой «гуманной» при подобного рода допросах. «Заплечных дел- мастер» намочил в воде кусок пакли и провел ею по обнаженной спине приговоренного к экзекуции человека. От воздействия холодной воды на спине атамана появились четкие красные полосы- следы когда-то перенесенных пыток. «Наш человек.- весело произнес мастер. «Раз так, то не будем попусту терять время» -принял решение Щелканов. Атамана опустили на землю, а потом вновь подняли на дыбу, только теперь он был подвешен на заломленных за спину руках. От веса тела а также от натяжения веревки, закрепленной на вороте дыбы , плечевые суставы захрустели. Атаман глухо замычал от боли, на что сразу прореагировал заплечных дел мастер, крякнув от удовольствия, он взял в руки плеть. Умелый палач мог убить человека с трех ударов. Плети отмачивались в молоке, затем сушились на солнце так, что их концы становились похожими на костяшки. Они затачивались под определенным углом и от мастерского удара такого кнута мясо жертвы сдиралось до кости. Палач при каждой попытке отступал на шаг назад и наносил удар в прыжке от чего удар получался особенно хлестким и болезненным. Особым шиком для мастеров считалось умение положить удары один подле другого, не попадая дважды на одно и тоже место, но такое умение достигалось годами тренировок. За одну пытку менялось несколько кнутов- от крови они становились мягче и терялась «эффективность». После пыток атамана сняли с дыбы и послали за лекарем, возможно «самим Бомелием»- царским «врачевателем и чародеем». (Бомелий плохо кончил: через несколько лет, подозреваемый в отравлении Великого князя попытался бежать на Запад. Был пойман и после пыток живьем зажарен на медленном огне, насаженный на вертел, как фазан). После двух дней врачевания приступили к «подноготным» пыткам, жгли раскаленным железом, топили в чане с водой. Кольцо не отступился от сказанного ранее и выдержал все пытки. От его стойкости зависело многое: судьба всего похода, судьба воинов Ермака, которые за зиму оголодали, многие умерли от ран и болезней.
В одну из ночей в пыточную камеру спустился царь Иван Грозный посмотреть на удальца. Единственный вопрос, который теперь задавался атаману: «Что крутит твой сибирский царек? Почему поклонился мне, а не полячишкам?» При этом царь никак не мог взять в толк: «Как можно отказаться от личной власти- от царской власти?» Все эти дни и ночи в далекой Сибири Ермак испытывал невыносимые душевные муки: он чувствовал, он знал, что в эти часы его посланник терпит нечеловеческие муки, но ничем не мог ему помочь- все зависело от стойкости и верности его «Иоанна- Предтечи».
Ночью Грозному было видение Михаила Архангела, заставившее царя изменить свое решение в отношении посланца Ермака. Утром Грозный проснулся благостным и свежим и первым делом приказал накормить и подлечить сибирского посланца. Через несколько дней, помытого и переодетого, «представили» царю в Грановитой палате Кремля. Это событие наделало много шума в Москве и на всей Руси Великой. Действо было обставлено с восточной пышностью по заранее продуманному сценарию. В огромном зале некуда было яблоку упасть: здесь были и ближние бояре, и двор, и опричники, и иностранные посланники. Иван Кольцо был представлен, как глава объединенной делегации казаков Ермака и посланцев князей Строгановых. Им были вручены связки сибирских соболей, черных лисиц и бобров. Царь передал ответные подарки Ермаку: шубу с царского плеча, латы для предводителя воинства и серебряный кубок. ( Это был стандартный «наградной набор», вручаемый отличившемуся на поле брани воину. В зависимости от достоинства награждаемого из казны выделялись шубы ценой 100, 60, 50, 35, 20 или 15 рублей. Чаша или чарка была вообще копеечной, например- ценою в 2 гривенки. Латы из серебра это вообще какое-то исторический нонсенс. На самом деле Ермаку были посланы железные латы с медной окантовкой и позолоченной чеканным орлом на груди). Так что Ермака – скорее всего- за покорение Сибири наградили: «Шубой с царского плеча» ценой…15 рублей, чаркой … ценой в 2 гривенки, воинскими латами… ценой в 20 рублей! Это был политический жест, интерпретировать который можно было так: «Вы мои холопы, награда ваша в том, что государь «не гневается» за ваше самоуправство и «прощает» прегрешения!» Т.е. дружинникам Ермака с вручением этих символических подарков (тем, кто остался жив) объявлялась политическая амнистия за их прежние прегрешения и «самоуправство» при завоевании Сибири! Вот почему так радовался Ермак копеечным подаркам московского царя: не за себя, а за своих людей он радовался!
Царь же неожиданному приращению своей Державы отнюдь не был рад, более того- он был уязвлен в самое сердце тем, что завоевание столь обширных территорий было осуществлено кучкой изгоев, а не в результате крупномасштабных военных действий, пускай при этом было бы истрачено огромное количество государственных средств, погибли тысячи воинов и т.д. По своей сути, эта победа Ермака ставила под сомнение успехи «гениального стратега» всех времен и народов- Ивана Грозного. Невольно закрадывалось сомнение в его непогрешимости при принятии судьбоносных решений в т.ч. на «Взятие» Казани ( может быть для присоединения Казанского ханства достаточно было послать туда такого Ермака из местных? Глядишь, и Казань брать не надо было!)
Всего обиднее для царя, что это «случайное» завоевание ставило особенно неутешительную и контрастную точку его царствованию. В 1582 году закончилась кровопролитнейшая 25 летняя Ливонская война и Россия по ее результатам была вынуждена отказаться от Ливонских и Литовских земель , а также Ивангорода, Яма, Копорья и т.д.
Но вернемся к нашему герою. Только в 1584 году уже после смерти Грозного прибыла долгожданная помощь. В Сибирь прибыли 500 стрельцов под командой князя Болховского и дьяка Глухова. Кто дал приказ устранить Ермака и его сторонников? Сам Иоанн Грозный, тайные агенты влияния Речи Посполитой, решившие «наказать» отступника? Вопрос остается открытым. Подозреваю, что и та, и другая стороны были заинтересованы в устранении слишком самостоятельного и не поддающегося манипулированию Князя Сибирского.
Далее, действия развивались по стандартному сценарию: за ясаком или на усмирение непокорных посылался сподвижник Ермака с малой дружиной в 40-50 человек. Там их ждала засада и полное уничтожение, «грязную работу» поручали местным князькам. К 1584 году почти все сподвижники Ермака и большая часть казаков были уничтожены. А что же сам Ермак? Он что- не понимал к чему идет дело? Все он понимал, но шел к смерти ( или бессмертию!) вполне осознано. В ночь с 5-го на 6 августа 1585 года наступил черед Ермака. С малой ватагой в 50 человек он отправился в район реки Вагай для встречи и сопровождения каравана бухарских купцов. Но это была ловушка- никакого каравана не было и в помине. В укромном месте на острове, окруженном со всех сторон водой воины устроили ночевку. В полночь на спящих воинов напали неизвестные (по наиболее известной версии- татары бывшего правителя Сибири «слепого» Кучума). Почему Ермак не выставил охрану? Он не был беспечным воином а скорее «вельми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен». Единственным выжившим свидетелем стал сумевший сбежать с места боя казак- ермаковец. Что правда, что вымысел в его рассказе? Ой, темнил казачек!
Вспомним, что еще в Литве Ермак стал адептом протестантского учения социниан- «возродивших» «неоарианство». Арианская ересь ( IV век н.э.) восходило своими корнями к «Осирическому культу» и культу Светояра- Митры. Смерть Ермака- по моему мнению- это искупительная жертва адептов этого культа. Ермак был одним из участников древней мистерии. Сама традиция почитания этих богов очень древняя и зародилась на южном Урале приблизительно в III-II тысячелетии до нашей эры. Затем она распространилась в Сибирь, на Алтай, на юг Евразийского континента, где получила дальнейшее развитие, дав толчок культу Осириса в Египте и христианской « арианской ереси» в Иране и Сирии.
Когда спустя неделю сибирские татары выловили тело Ермака, они обнаружили, что на него было надето два панциря, а также то, что если его тело пронзить стрелой- кровь идет как из живого. Ермак при жизни не был трусом. Трудно представить, что среди ночного мрака, когда на его людей неожиданно напал враг, Ермак стал напяливать на себя один панцирь на другой, да и просто не удобно отбиваться врагов в таком снаряжении. Другое дело, когда все делается не спеша, продуманно, в ритме раз и навсегда установленного ритуала и надеты доспехи были только для того, чтобы тело Ермака наверняка пошло на дно. Второй аспект: живая кровь может идти только из живого тела. Ермак, пробыв неделю на дне реки оставался живым? Что за чушь! Однако, и такое могло быть, если предположить, что Ермак находился в состоянии «сомати» . ( более подробно об этом феномене можно узнать в работах Э.Р. Мулдашева). В состоянии «сомати» человеческие органы находятся как бы в анабиозе, пульс не прощупывается, все обменные процессы замедляются, но человек остается живым достаточно долгое время ( десятилетия, столетия).
После обнаружения тела, сибирские татары вольно или невольно стали участниками мистерии. Они приезжали со всех ближайших городков и расстреливали привязанное к стене сарая тело Ермака своими стрелами. Каждый раз при попадании стрелы шла живая кровь. Убоявшись содеянного, посчитали его за бога и похоронили с большими почестями, но чудеса на этом не закончились. Из могилы каждую ночь поднимался в небо световой столб. Игумен Сильвестр, автор «Повести минувших лет», так объясняет подобный феномен: «Обращая ангелов своих в духов и слуг своих в огонь палящий, посылает их повеление божьим куда хочет владыка и творец всех. Ангел же, приходит туда, где есть благие места».
А теперь сравним его судьбу, с судьбой египетского Осириса. Осирис- царственный правитель Египта, отсутствовал долгие годы в скитаниях по чужим странам. В Египте правила его царственная жена Исида. По возвращении в Египет Осирис пал жертвой заговора царственного брата Сета. Далее версии разняться, но главная мысль в том, что Осирис , заключенный в ящик-саркофаг тонет по вине Сета. Исида обнаруживает тело героя в Сирии, разрезала тело на 15 кусочков, разнесла по всей стране и закопала каждый останок в землю, воздвигнув над каждым этим местом храм. Это вообще-то указание на 15 республик бывшего СССР. Так что не спроста «утонул» в Урал-реке Едыгей, да и Василий Иванович Чапаев в этой славной когорте русских богатырей. Ведь река Урал до переименования в конце XVIII века Екатериной II носил название Яик- реки реки бабы Яги и Кощея – Яги и Пета- и протекал в Египте!)

Игорь
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 20 май 2019, 19:24

Re: ЕРМАК

Непрочитанное сообщение Игорь » 14 июн 2019, 15:25

P.S Спустя несколько лет после описанных мною событий в России наступят "смутные времена". К власти придет Лжедмитрий-I, Лжедмитрий -II, Москву захватят польско-литовские войска. Наконец, народное ополчение во главе с Мининым и князем Пожарским разобьют агрессора. Вот для чего готовили иезуиты Ермака- именно в этот момент- по их задумке- он должен был ударить в спину России и открыть "Второй фронт" в Сибири.
Но мы уже знаем, что Ермак спутал им карты. Кто-то придумал хитроумный план по обману геополитиков-интриганов мирового уровня, причем воспользовавшись их же наработками и использую их деньги? Сам Ермак? И тут возникает еще одна фигура- уже упомянутый в этой статье Константин Острожский. Он , будучи " ревнителем православия" - поглядывал на Москву. Константин Константинович не только покровительствовал книгопечатанию и образованию, но и самым тесным образом общался с литвинами "из татар" - был их негласным патроном. Был он связан с протестантами. Так что он как раз и мог быть тем "Мозговым центром", который разработал всю стратегию поведения Ермака в Сибири, что нисколько не умоляет реальные заслуги последнего, ведь не даром говорят:"Гладко было на бумаге- да забыли про овраги".

Ответить